Строительная экспертиза: термины «знание» и «познание»
Большинство экспертов и ученых считает, что специальные знания не могут быть доступны или известны каждому и массово не распространены. Такие знания не вытекают из человеческого опыта и находятся по ту сторону границы общеизвестных обобщений и правовых знаний.
Но такие трактовки не определяют данные термины исчерпывающе. Со времен античности понимали, что оценка чего-либо через отрицание – худшее из определений. Более предпочтительным является описание отношений, сторон и свойств определяемого. Конечно, знания в строительной тематике не могут считаться достоянием исключительно специалистов в данной области.
Соотношению рассматриваемых понятий довольно большое внимание было уделено в юридической литературе.
Литература же философского характера определяет знание, как результат общественной духовной и материальной деятельности. По той же философской литературе познание – это творческая деятельность человека, которая формирует его сознание и является основой для возникновения целей и мотивов действий человека. Можно уверенностью утверждать, что знание предполагает наличие целенаправленных действий, тем самым являясь динамическим понятием. Знание постоянно претерпевает качественные и количественные изменения. Характер зависимости между объемом научных и повседневных знаний имеет функциональный, а не причинно-следственный характер.
Cуду при решении вопроса о необходимости экспертизы нужды именно специальные знания, а не познания сведущего лица.
Часто законодателями в данной ситуации используется термин «познание» (часть 4 статьи 80 УПК РФ, часть 1 статьи 25.9, часть 1 статьи 26.4 КоАП). Некоторые считают, причиной такой ситуации является допущенная некогда семантическая некорректность, которая теперь фигурирует и в работах по судебной экспертизе, и в нормативных правовых актах.
Специальные знания принципиально отличаются от обыденных и житейских знаний. Определение различных критериев потребности в специальных знаниях является проблемой отделение обыденных знаний от специальных. Целесообразно для решения данной проблемы было бы опираться на нынешние представления об специфике знаний в области науки. Поэтому в этой статье мы решили изложить собственное мнение по этому вопросу.
Чем же отличаются обыденные знания и специальные?
- Специальная для данной области знаний подготовка. Наличие определенных знаний в области научных строительных дисциплин (прикладных и теоретических). С обыденной точки зрения, знание является всего лишь совокупностью сведений о явлениях и связях предметно-ориентированного типа, которые характеризуют процессы возведения строительных объектов и их эксплуатации. Упоминая закон, предполагаются устойчивые, существенные и постоянные связи между конкретными свойствами, явлениями и процессами. Говоря о предметно-ориентированных связях, подразумеваются менее устойчивые и прочные связи, которые помогают разобраться в предметах вокруг человека и использовать их для того, чтобы решать задачи бытового характера. Подготавливая эксперта, строителем получаются знания типовых судебно- и следственно-экспертных ситуаций. Разрешение таких ситуаций требует участия лица, сведущего в строительной области, что позволяет этому лицу методические подходы к решению вопроса в зависимости от складывающейся правовой коллизии.
- Высокая точность и строгая определенность специальных строительно-технических знаний. Также одними из определяющих моментов являются однозначность и точность терминов и определений, используемых сведущим в данной области лицом. Не смотря на богатство речи и разнообразие используемых выражений, обыденный язык не имеет двух вышеуказанных характеристик, что нередко может привести к различным инцидентам в процессе решения житейских проблем. Речь специалиста либо эксперта - устная (допрос сведущего лица судом), либо же письменная (текст заключения) должна содержать как можно меньше присущих обыденной речи недостатков, потому что его заключению по поставленному вопросу отводится немаловажная роль при судопроизводстве.
- Изменение содержания и объема специальных строительно-технических знаний с течением времени. Бытовые знания, конечно, тоже изменяют свой объем и содержание трансформируясь, однако это происходит с ощутимо более медленной скоростью, нежели у специальных знаний. Пополнение и изменение бытовых знаний зависит от потребностей житейского характера: возникновение новых материалов для строительства, используемых в индивидуальных постройках и при косметическом ремонте помещений и квартир; наполнение рынка импортным санитарно- и электро-техническим оборудованием, использование которого и какое-никакое участие обычного человека в строительных работах дает ему некоторые знания в строительной области, благодаря которым, он может иметь некоторые суждения о недостатках и преимуществах нынешней продукции и способах проведения производственных операций. Специальные же знания развиваются намного быстрее, что требует от сведущего лица более глубоких знаний о ценообразовании в строительстве. Стоимостные задачи ССТЭ в практику решений включают понятие рыночной стоимости строительных объектов и земельных участков, которые с ними функционально связаны. Сейчас же следует изучить отличающиеся от рыночных виды стоимости, принадлежащие рынку:
- стоимость воспроизводства и замещения;
- стоимость для инвестиций;
- стоимость при использовании, существующем в действительности;
- стоимость для целей налогообложения;
- стоимость оцениваемого объекта с ограниченным рынком;
- стоимость утилизации, ликвидации и прочего.
- У специальных знаний сведущего лица имеется ярко выраженный нормативистский характер. Все шаги, которые предшествуют возведению строительных объектов (исследования геологической подосновы сооружений, проектирование объекта, гидрологические исследования), само строительство сооружения, эксплуатация, реконструкция и утилизация результата строительного производства регламентированы требованиями, специально разработанными, обязательными для исполнения и утвержденными в установленном порядке. Это различного рода строительные нормы и правила (СНиП), ведомственные строительные нормы(ВСН), отраслевые правила, указания и другие. Знания экспертов-строителей отчасти подобны по характеру знаниям сведущих лиц в сфере в инженерно-технологических, инженерно-транспортных и инженерно-технических экспертиз. Причиной такой схожести является то, что исследуемым объектом являются предметы, определенные к потреблению – объекты строительного типа, машины или любая другая индустриальная продукция, товары с множеством предписаний к их свойствам (потребительским, свойствам безопасности и прочим). Также имеются особые требования к действиям лиц, которые заняты как производством какой-либо продукции, так и использованием продукции по прямому назначению – эксплуатацией. Форма и содержание данных требований описаны в специально предназначенных источниках и являются одним из элементов специальных знаний эксперта.
- Двойственность направленности специальных знаний. Одной стороной вопроса является то, что при помощи специальных знаний эксперту доступна становится доступна информация, которая необходима ему для дачи точных ответов на поставленные вопросы при решении практических задач. Другой же стороной является направленность таких знаний на синтез новых как при помощи заимствования из объема знаний о строительстве, который существует и развивается независимо от судебно-экспертной деятельности, так и в процессе ее осуществления. Примером выработки знаний научно-теоретического характера и опыта, накопленного экспертами-строителями, является методика, помогающая определить возможности действительного раздела домовладений между их совладельцами, исполняя условия, заданные в процессе разбирательства судом, разработки нескольких вариантов раздела, исполнения сопровождающих решение поставленной задачи экономических и технических расчетов. Такие знания являются одними из составляющих существующей системы экспертных знаний и нацелены на дальнейшее совершенствование, в процессе которого вырабатываются подходы к решению поставленных на разрешение эксперту-строителю специфических задач. Одной из таких задач может быть обнаружение дефектов жилых домов или квартирных помещений и отнесение найденных дефектов к незначительным либо значительным, явным либо скрытым.
- Практический характер знаний эксперта-строителя и значение эксперимента в процессе реализации этих знаний одинаково характеризует как процесс формирования судебного эксперта-строителя, так и процесс развития строительно-технических, научно-практических дисциплин.
В обычной жизни человек много экспериментирует, наблюдает, выполняя нехитрые технические действия по ремонту и наладке продукции строительного производства или же используя ее в своих целях.
Практические знания и научный эксперимент, продуктом которого будет получение новых знаний в данной области экспертом-строителем, даже если они имеют отношение к одним и тем же объектам, имеют достаточно много различий. В научном эксперименте применяются специальные методы и средства, для описания получаемых данных и их обработки, - довольно точные и непростые приемы, обобщения, способы фиксации и измерения.
Причины этого в том, что все образующие основу строительно-технических дисциплин закономерности либо основаны на практических исследованиях и их результатах, или же при помощи таких исследований проходят проверку и оценку, после которых подтверждаются либо опровергаются. Таким же образом это имеет непосредственное отношение и к эксперименту эксперта-строителя, в процессе которого эксперт устанавливает фактические данные, применяемые впоследствии в качестве доказательств по рассматриваемому делу.
Гидравлика, сопротивление материалов, физика твердого тела и теоретическая механика – научные дисциплины, выделенные в отдельные отрасли для решения строительных проблем. Развивались и определялись характеристики неотделимых от эксплуатации строительных объектов процессов – кондиционирования воздуха и вентиляции, инсоляции и освещения, водоотвода и водоснабжения, отоплении и других аналогичных.
Эффективное применение таких весьма отличных друг от друга знаний на практике не имело бы возможности без широких экспериментов. Взведение сооружений, зданий либо строений, их реконструкция, эксплуатация и последующая утилизация в условиях серийного строительства, типизации и унификации, норм, указаний и правил, которые были разработаны детально и охватывают все грани строительной деятельности, и связанны как с исполнением производственных операций, предусмотренных проектными документами, так и с непредвиденными ситуациями. Такого рода ситуации формируются и складываются под воздействием множества факторов.
В таком ключе деятельность эксперта немного похожа на работы нынешнего строителя. Отличаясь только тем, что непредусмотренные ситуации, которые присущи почти любому рассматриваемому делу, определены самой сущностью процесса познания, выполняемого экспертом.
Строительные объекты, подлежащие исследованию, имеют множество общих качеств, однако у каждого из них есть и уникальные только для него отличия. Состояние каждого строительного объекта неповторимо, поэтому предметы экспертного исследования так же имеют свои особенности, делающие их уникальными и разнообразными. Так формируется производственная ситуация, для разрешения которой необходимо наличие у эксперта-строителя оригинального мышления, интуиции, основанной на теоретических знаниях и опыте, а также готовности к экспериментам.
Изложенный в данной статье список характеристик специальных знаний эксперта позволяет предложить такое определение:
специальными знаниями эксперта-строителя называются практические и теоретические профессиональные знания в области проектирования, возведения, эксплуатации, реконструкции и утилизации строительных объектов, которые дают ему право в рамках его компетенции проводить исследования строительных объектов и территорий, отвечающие требованиям современности, функционально связанных с ними, в целях обеспечения эффективности судопроизводства.